Предпринимательская деятельность без образования юридического лица

Январь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс

123456789101112131415161718192021222324252627282930311234

 
Справочная информация
о ставках и льготах по
имущественным налогам
 


 


 

ВЕСТНИК РМБУК «ОМЦБ»

Мероприятия РМБУК "РМСКЦ"

Мероприятия МБОУ ДоД "НДШИ"


 

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОРТАЛ



 

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

logosmoll


 



 




 


 



 

Телефоны Технической поддержки операторов связи Забайкальского края

  

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица

 

        Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя  

          

Настоящая справка снабженасхемой порядка госрегистрации физических лиц в качестве ИП            

     Оглавление

      

Кто такой индивидуальный предприниматель

 

Как зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя:

- пошаговая схема;

- перечень документов, предоставляемых для регистрации ИП (для внесения изменений, для прекращения деятельности).

 

КБК для уплаты госпошлины за регистрацию ИП;

- порядок представления документов при госрегистрации;

- ответственность за нарушение законодательства о госрегистрации;

- правовые акты, регулирующие вопросы регистрации в качестве ИП.

 

Постановка на учет индивидуального предпринимателя

 

Применение УСН

 

Индивидуальный предприниматель как работодатель: особенности отношений с работниками

            

      Индивидуальный предприниматель

Индивидуальный предприниматель - дееспособное физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (статья 23 Гражданского кодекса Российской Федерации).                  

    Государственная регистрация граждан в качестве индивидуального предпринимателя            

     Регистрацией граждан в качестве ИП занимается Федеральная налоговая служба России и ее территориальные органы (ФНС России).

 СХЕМА  

       

      Перечень документов, предоставляемых для регистрации ИП (для внесения изменений в сведения об ИП, для прекращения деятельности в качестве ИП)   

 

 

 

 

 

Внимание!

 Верность копий документов, представляемых в регистрирующий орган, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее в инспекцию непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике. Данный подлинник возвращается заявителю при выдаче инспекцией расписки в получении документов.

   

 

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 211-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Протасова Юрия Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 и статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в случае прекращения индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности и невозможности (в силу непреодолимых обстоятельств) своевременно обратиться с заявлением о прекращении ее государственной регистрации, судом может быть принято решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период, в течение которого предпринимательская деятельность не осуществлялась.

    

   

Заявитель

физическое лицо или ИП

 

1. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для государственной регистрации физического лица в качестве ИП(статья 22_1 Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001):

а) документы, представляемые заявителем:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N Р21001;

 - копия документа физического лица, удостоверяющего личность гражданина РФ, иностранного гражданина или лица без гражданства (см. Положение о паспорте гражданина РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 08.07.97 N 828; статью 10 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации");

 - копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве ИП (форма свидетельства о рождении утверждена постановлением Правительства РФ от 06.07.98 N 709), или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве ИП, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

 - копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве ИП, временно или постоянно проживать в РФ (если заявитель - иностранный гражданин или лицо без гражданства);

 - подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством РФ порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве ИП, в РФ (если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, или документа, подтверждающего право физического лица, временно или постоянно проживать в РФ, не содержит сведений о таком адресе);

 - нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности заявителем либо копия свидетельства о заключении им брака, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении заявителя полностью дееспособным (если заявитель - несовершеннолетний);

 - документ об уплате государственной пошлины (подпункт 6 пункта 1 статьи 333_33 Налогового кодекса РФ - 800 рублей).

 

б) документы, представляемые заявителем по желанию или по межведомственному запросу инспекции:

 

- справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная заявителю в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (в случае, если данное физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности, указанные в подпункте "к" пункта 1 статьи 22_1 Закона N 129-ФЗ) (см. приказ МВД РФ от 07.11.2011 N 1121).

 

2. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для внесения изменений в сведения о ИП, содержащиеся в ЕГРИП(статья 22_2 Закона N 129-ФЗ)

 

- подписанное заявителем заявление о внесении в ЕГРИП сведений по форме N Р24001;

 - копия документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в ЕГРИП сведений о фамилии, имени, отчестве, документе, удостоверяющем личность, месте жительства ИП - иностранного гражданина или лица без гражданства:

 а) копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства;

 б) копия документа иностранного гражданина или лица без гражданства, подтверждающего регистрацию по месту жительства.

3. Исчерпывающий перечень документов, необходимых для прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности(статья 22_3 Закона N 129-ФЗ)

 

а) документы, представляемые заявителем:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N Р26001;

 - документ об уплате государственной пошлины (подпункт 7 пункта 1 статьи 333_33 Налогового кодекса РФ - 160 рублей).

б) документы, представляемые заявителем по желанию или по межведомственному запросу инспекции:

- документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФ РФ сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ от 01.04.96 и в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона N 56-ФЗ от 30.04.2008.

Срок государственной регистрации, отказа в регистрации и выдачи (направления) документов

Срок государственной регистрации не должен превышать пять рабочих дней со дня представления документов в инспекцию.

 

Срок принятия решения об отказе в регистрации не должен превышать пять рабочих дней со дня представления документов в инспекцию.

 

Срок выдачи (направления) документов, являющихся результатом предоставления государственной услуги, не должен превышать один рабочий день с момента государственной регистрации (принятия решения об отказе в государственной регистрации).

 

 

Документы, являющиеся результатом государственной регистрации или отказа в регистрации

При внесении записи в ЕГРИП или отказе в регистрации выдают следующие документы:

 

- документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРИП, и выписка из ЕГРИП, содержащая сведения, внесенные соответствующей записью;

- решение об отказе в государственной регистрации.

 

Основания отказа в государственной регистрации(пункт 50 Административного регламента N 87н)

- непредставление заявителем определенных Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ документов, за исключением предусмотренных указанным Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу инспекции;

 

- представление документов в ненадлежащую инспекцию;

 

- представление документов для государственной регистрации физического лица в качестве ИП, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве ИП, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью;

 

- представление документов для государственной регистрации физического лица в качестве ИП, который намерен осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности, указанные в подпункте "к" пункта 1 статьи 22_1 Закона N 129-ФЗ (в случае, если данное физическое лицо имеет или имело судимость, подвергается или подвергалось уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности);

 

- несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

 

- наличие сведений о невыполнении требований по представлению в территориальный орган ПФ РФ сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ от 01.04.96 и в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона N 56-ФЗ от 30.04.2008.

 

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за повторную выдачу свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или свидетельства о государственной регистрации юридического лица - 20 процентов размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию.

 

 

 

 

 

Внимание!

 Регистрирующие органы не изготавливают дубликатов свидетельств о государственной регистрации и не выдают копий ранее выданного свидетельства с проставлением штампа "дубликат". Об этом сообщалось в письме ФНС РФ от 13.01.2005 N ШС-6-09/5@. Под выдачей дубликатов свидетельств понималась повторная выдача свидетельств, аналогичных по содержанию, но отличающихся от ранее выданных серией и номером бланка свидетельства.

 

  

 

      

      КБК для уплаты госпошлины за регистрацию ИП

 

В Информации ФНС РФ от 13.01.2012 "Коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемые Федеральной налоговой службой в 2012 году" определен код бюджетной классификации для уплаты госпошлины за государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей:

 

 

 

Государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, за государственную регистрацию ликвидации юридического лица и другие юридически значимые действия

182 1 08 07010 01 1000 110

 

          Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не допускается в случаях:

если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;

 

не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

 

не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью;

 

не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

 

не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

 

     Порядок представления документов при госрегистрации  

           

Все документы, необходимые для государственной регистрации, представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Это установлено пунктом 1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться только физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией (зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя). Другие лица, в том числе и действующие на основании доверенности, заявителями быть не могут.

Заявление (форма N Р21001), представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные (или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа) и идентификационный номер (при его наличии).

Расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения выдается регистрирующим органом в следующем порядке:

 

1. в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем - заявителю в день получения документов регистрирующим органом.

 

2. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, - высылается по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом.

 

День получения документов регистрирующим органом является датой представления документов при осуществлении государственной регистрации.

 

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей". Согласно пункту 3 указанных Требований при направлении документов почтовым отправлением на конверте рекомендуется сделать пометку "Регистрация".

 

В соответствии с пунктом 1 Требований к оформлению документов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" документы, используемые при государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, представляются на бумажном носителе и по возможности в электронном виде. Если документы представлены в электронном виде, то их юридическая сила подтверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

При получении регистрирующим органом документов для государственной регистрации должностным лицом регистрирующего органа делается соответствующая запись в книге учета государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.

 

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Законом N 129-ФЗ. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

 

 

  

 

     Ответственность за нарушение законодательства о госрегистрации  

 

Действующим законодательством предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации, как регистрирующего органа, так и самого предпринимателя.     

 

Ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации

 

За нарушение законодательства о государственной регистрации действующим законодательством предусмотрена ответственность регистрирующего органа. В пункте 1 статьи 24 Закона N 129-ФЗ установлены основания, при которых должностные лица регистрирующих органов несут ответственность. Перечислим эти основания:

 

- необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 Закона N 129-ФЗ, отказ в государственной регистрации;

 

- неосуществление государственной регистрации в установленные сроки;

 

- иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного Законом N 129-ФЗ;

 

- незаконный отказ в предоставлении сведений, содержащихся в государственном реестре, и документов;

 

- несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре, и документов.

 

Мер ответственности должностных лиц регистрирующего органа указанная статья Закона N 129-ФЗ не устанавливает, отсылая в этом вопросе к иному законодательству Российской Федерации.

 

В зависимости от обстоятельств конкретного случая возможна постановка вопроса о привлечении должностного лица к дисциплинарной ответственности, а также к административной ответственности и к уголовной.

 

Например, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки влечет административную ответственность на основании части 1 статьи 14.25 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. В определенных случаях это деяние может рассматриваться как уклонение от осуществления регистрации, в этом случае должностное лицо может быть одновременно привлечено к дисциплинарной ответственности или, в зависимости от обстоятельств дела, к уголовной ответственности, например, по статье 169 "Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности" Уголовного кодекса РФ.

 

Пункт 2 статьи 24 Закона N 129-ФЗ устанавливает такую меру ответственности регистрирующего органа, как возмещение ущерба. В данной статье Закона N 129-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований, предусматривающий возмещение ущерба:

 

- ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации;

 

- ущерб, причиненный уклонением от государственной регистрации;

 

-ущерб, причиненный нарушением порядка государственной регистрации, допущенный по вине регистрирующего органа.

 

В данном случае речь идет о возмещении вреда по правилам статей 1064 "Общие основания ответственности за причинение вреда", 1069 "Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами", 1071 "Органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет" ГК РФ.

 

Ответственность индивидуального предпринимателя

 

Индивидуальные предприниматели согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, в случае:

 

- непредставления или несвоевременного представления необходимых для включения в государственный реестр сведений;

 

- представления недостоверных сведений.

 

Итак, Закон N 129-ФЗ установил основания, при которых наступает ответственность заявителя за неправомерные действия при осуществлении государственной регистрации, при этом, как и в предыдущем случае, мер ответственности Закон N 129-ФЗ не определяет, отсылая в этом вопросе к иному законодательству Российской Федерации.

 

Согласно статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.

 

В случае нарушения предпринимателем законодательства о государственной регистрации в отношении него применяется административная ответственность:

 

1. в соответствии с частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей;

 

2. в соответствии с частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ - непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей;

 

3. в соответствии с частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ - представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

 

Кроме того, в случае неоднократных либо грубых нарушений индивидуальным предпринимателем законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, которые возникают в связи с государственной регистрацией, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке. Это установлено пунктом 3 статьи 25 Закона N 129-ФЗ.

 

За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, статьей 171 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность.

 

     

 

  

      Правовые акты, регулирующие вопросы госрегистрации в качестве ИП  

 

О порядке государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя см. главу VII_1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

 

Документы об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 1 января 2004 года, подлежат передаче в территориальные органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам органами, осуществлявшими государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей до 1 января 2004 года. Подробнее см. Правила передачи документов об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 1 января 2004 года, утверждены постановлением Правительства РФ от 09.10.2003 N 617.                        

 

Формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.  

 

Приказом ФНС России от 1 ноября 2004 года N САЭ-3-09/16@ "О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя" утверждены Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

 

 

 

 

 

 

 

Внимание!    

 Со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств будут применяться формы документов и требования к их заполнению, утвержденные приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, а также Порядок ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденный приказом Минфина России от 23.11.2011 N 157н.

 

О форматах файлов информации, поступающей в регистрирующие (налоговые) органы от заявителей при государственной регистрации см. приказ ФНС России от 23.03.2006 N САЭ-3-13/165@.

 

Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств утвержден приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н.

 

Административным регламентом определен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по регистрации, установлен перечень оснований для отказа в ее предоставлении, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе в электронном виде. В приложении к Регламенту приведены сведения о месте нахождения, справочных телефонах, адресах официальных сайтов ФНС России и управлений ФНС России по субъектам РФ. Срок предоставления государственной услуги по государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей не должен превышать пять рабочих дней со дня представления документов в налоговую инспекцию.

 

Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей утверждены постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630.     

 

 

 

 

     Постановка на учет индивидуального предпринимателя  

 

После государственной регистрации индивидуальный предприниматель должен встать на учет:

 

- в налоговую инспекцию.   Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (статьи 83 - 84 Налогового кодекса РФ).

 

В целях совершенствования организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей ФНС РФ организует работу Единых регистрационных центров. Создание Единых регистрационных центров допускается в городах с численностью населения не ниже 1 млн. человек при возможности обеспечения в них организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в соответствии с Основными принципами организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах, утвержденными приказом МНС России от 22.07.2004 N САЭ-3-09/436@.

 

- в пенсионный фонд. Регистрация страхователей в территориальных органах страховщика является обязательной и осуществляется в пятидневный срок с момента представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (Статья 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Регистрация граждан в качестве плательщиков взносов осуществляется по представлении паспорта, заявления о регистрации  и заверенных копий следующих документов: свидетельства о государственной регистрации (удостоверения предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица); лицензий (для частных детективов, частных охранников, нотариусов, занимающихся частной практикой); договора о найме физических лиц на работу в личном хозяйстве; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (Временный порядок регистрации налогоплательщиков (страхователей), утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.03.2001 N 33а).     

 

Индивидуальные предприниматели являются субъектами малого предпринимательства (см. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").

 

 

     

      Упрощенная система налогообложения  

 

Индивидуальные предприниматели имеют право применять упрощенную систему налогообложения (см. главу 26_2 Налогового кодекса Российской Федерации).

 

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 Налогового кодекса РФ настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174_1 Налогового кодекса РФ (пункт 3 статьи 346_11 Налогового кодекса РФ).   

 

 

  

 

     Индивидуальный предприниматель как работодатель: особенности отношений с работниками  

 

На индивидуальных предпринимателей - работодателей распространяются нормы Трудового кодекса РФ и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (статья 11 Трудового кодекса Российской Федерации).     

 

 

 

 

 

 

Внимание!

Индивидуальному предпринимателю после приема на работу первого работника не позднее 30 дней со дня заключения договора (в Пенсионном Фонде РФ и в Фонде медицинского страхования), не позднее 10 дней со дня заключения договора (в Фонде Социального Страхования РФ) нужно зарегистрироваться в фондах как работодатель, несмотря на то, что Вы уже зарегистрированы там как индивидуальный предприниматель. Для этого обычно нужно предоставить в фонд копии регистрационных документов и трудовые договора на работников. Точный список документов уточняйте в фондах. (К сведению: за нарушение срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации 5 000 руб., более 90 дней - штраф 10 000 руб.(статья 19 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ)).   

 

Не позднее пяти дней с момента регистрации предпринимателя в качестве страхователя указанные органы должны представить в орган, осуществивший государственную регистрацию, сведения о номере и дате регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя (пункт 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).

 

В связи с тем, что обязанность по представлению сведений для регистрации во внебюджетные фонды возложена на налоговый орган, теперь нет причин, на основании которых предпринимателя можно привлечь к ответственности за непредставление указанных сведений.

 

Кроме того, регистрирующий орган в этот же срок (не более чем пять рабочих дней с момента госрегистрации) представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации.        

 

О праве индивидуального предпринимателя начислять и выплачивать заработную плату см. письмо Роструда от 27.02.2009 N 358-6-1.

Информация
 
 
  • Структуры власти
  • Президент РФ
  • Правительство РФ
  • Совет Федерации
  • ГосДума
  • Зак. Собрание Забайкальского края
  • Погода
  • Портал
  • Счетчик